Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по информатизации и связи

КоммерсантЪ: "На прием через интернет позволит записаться электронная регистратура"

В этом году Смольный собирается внедрить систему электронной регистратуры во всех районах города. Если это произойдет, то в 2013 году горожане смогут записываться на прием к врачу, не выходя из дома, для этого будет достаточно подключенного к интернету компьютера, либо смартфона или планшетника.

Внедрение системы чиновники комитета по информатизации и связи Петербурга начали в 2010 году и столкнулись с целым рядом проблем — в некоторых уже охваченных поликлиниках электронная регистратура по факту не работала, а сотрудники медучреждений иногда саботировали инновации. В Смольном обещают решить эти проблемы в текущем году.


"Работу над системой мы начали в 2010 году", — комментируют в комитете по информатизации и связи, — но непосредственно внедрение стартовало только в конце 2010 года. До этого был длительный этап разработки электронной регистратуры. Мы отказались от использования готовых продуктов, поскольку большинство решений предъявляют высокие требования к компьютерному и коммуникационному оборудованию. В случае отсутствия компьютера на рабочем месте врача эти решения могут не функционировать или работать в упрощенном режиме. Система, создаваемая в нашем городе, позволяет достичь поставленные перед медицинскими учреждениями цели, не предъявляя требования по оснащению всех без исключения рабочих мест врачей компьютерами".

По словам чиновников за 2011 год системой удалось охватить четыре района города — Адмиралтейский, Василеостровский, Кировский и Курортный. Всего на сегодня подключено 87 медучреждений, а также четыре районных отдела здравоохранения и четыре центра записи на прием к врачу. До конца 2012 года чиновники обещают внедрить систему электронной регистратуры во всех районах города. По их словам, за год удалось "обкатать" систему на тестовых районах, и сейчас процесс внедрения пойдет быстрее.

По сути, все попытки автоматизировать процесс записи пациентов на прием до недавнего времени носили хаотичный характер. Какие-то поликлиники смогли наладить эффективный процесс записи через собственные сайты, подключились к районным центрам, установили инфокиоски в своем холле. А некоторые категорически сопротивлялись любым нововведениям. Много и тех, кто начал, но бросил процесс на полпути. В итоге, например, в городских поликлиниках установлено 47 инфотерминалов самого разного типа и с разными требованиями к формату информационной системы. В 2012 году запланирована централизованная закупка 138 новых унифицированных инфокиосков, но специалисты, работающие над внедрением электронной регистратуры, обещают, что наладят работу уже установленных терминалов с системой, и деньги за них не окажутся выброшенными.

Основная проблема, как при любом внедрении новой информационной системы, оказалась в людях. Работники регистратуры в некоторых поликлиниках попросту игнорируют талоны на прием к врачу, выписанные через интернет или по телефону, выдавая на месте дублирующие номерки. Да и некоторые главврачи потворствуют неполной занятости специалистов, чтобы у них оставались свободные "окна" для приема пациентов на хозрасчетной основе. В комитете по здравоохранению заверяют, что решат эти проблемы административными мерами и ведением постоянного мониторинга работы системы в каждом медучреждении.

"Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определено, что организация записи на прием к врачу является одной из услуг, которая автоматизируется с использованием федеральных систем, размещенных в центральном федеральном информационном ресурсе, к которому будут подключены все государственные медицинские учреждения, — комментируют в комитете по здравоохранению. — Таким образом, руководители государственных учреждений здравоохранения, по мере готовности будут в 2012 году включаться в работу с единой системой, которая потребует от них в обязательном порядке предоставления всей информации о расписании приема медицинскими работниками и всех талонах, которые используются для оказания медицинской помощи населению".

В комитете по здравоохранению заверяют, что система уже на этом этапе внедрения дает заметный эффект. В тех поликлиниках и лечебных учреждениях, где система начала полноценно функционировать, заметно снизилась нагрузка на административный персонал. Вместо стресса от работы с пациентами в очередях и бессмысленной бумажной работы работники регистратуры получили возможность заняться полноценным сопровождением медперсонала, оставляя врачам заниматься приемом пациентов, а не заполнять бланки.

При этом в комитете по здравоохранению признают, что пропускная способность системы далека от идеала и проблему дефицита персонала она еще не решила. Чиновники надеются, что с автоматизацией работы и переводом очередей в телефонные центры и интернет привлекательность вакансий административного персонала повысится и на эти места пойдут молодые специалисты. Дефицит персонала в этом сегменте доходит до 300%, и в комитете делают большую ставку на внедрение новых технологий.

Полноценно насладиться такими дарами цивилизации, как запись на прием к врачу через телефонные центры или сеть интернет, всем жителям города удастся только в следующем 2013 году. Опыт районов, где система уже начала функционировать, показал, что, несмотря на сбои и шероховатости, электронная регистратура вполне работоспособна и заметно упрощает жизнь горожан. Вопрос теперь в том, чтобы чиновники выполнили свои обещания, и этот положительный опыт распространился на весь Петербург. В Смольном подчеркивают, что пациентам, то есть всем горожанам, не следует оставлять все на откуп чиновникам и нужно активнее реагировать на все сбои в работе внедряемой системы. Тем более что и сами представители комитета по здравоохранению просят активнее сообщать обо всех проблемах на своем сайте и по телефону горячей линии.  


Иван Саяпин

КоммерсантЪ

27 марта 2012 года, 15:03

Все новости

Информационное общество